Что такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача.
Он используется для плавного изменения частоты вращения ведомого вала.
В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный
вариатор. Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и
работает только в зависимости от количества оборотов двигателя, не
реагируя на нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее
колесо увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что
является одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка видно,
что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и "вклинивается" в шкив
только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей,
благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается
в хорошей сцепке с ним.
Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий
шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии
центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все
дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот,
разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру
шкива. Чем больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив
и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала
к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен:
Малые обороты двигателя:
Средние обороты двигателя:
Максимальные обороты двигателя:
На рисунках показаны также положения клиновидного ремня в разрезе на
ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных режимах работы
двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто!
Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику)
коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен
между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на
валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в упорную и
неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4
расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и
выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на
разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.
Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).
От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них
пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве
щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а
именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и
неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается
глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на
четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда
натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением
оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более
высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.
Существуют также более простые модели мотороллеров у которых
отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой
шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех
оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и "тупо"
набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у
вариаторных - под пружиной и служит только для натяжения ремня.
Единственный плюс такого устройства - ремень служит дольше.
Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.
Категория: скутеры | Добавил: motoalians (20.09.2008)
| Автор: антон