Цены на бензин кусачие. В самый раз бросить в гараже свой автомобиль
до первого ливня и пересесть на более удобный для города транспорт.
Никаких проблем с парковкой. Стой где хочешь, езди где хочешь, права на
управление в нашей стране скутом не нужны. Следовательно и разборки с
ГАИ так же отпадают. На скутере могут погонять все члены вашей семьи,
если им уже исполнилось четырнадцать.
С наступлением тепла подошло время для покупки скутера. Во первых, что
бы не прослыть профаном и не выглядеть чайником не называйте скутер
мопедом. Это транспортное средство не имеет педалей, как мопед и у
скута больше общего с мотороллером, чем например с мотоциклом. Скутер -
полностью автоматический транспорт. Задача водителя - только вращать
рукоятку газа и держать равновесие при езде. Даже масло в горючей смеси
смешивается автоматически. Трансмиссия скутера - вариатор, как у
комбайна "колос". От скорости центробежные кулачки раздвигаются
схватывают и вращают заднее колесо. Привод осуществляется кевларовым
ремнем, который имеет потрясающий ресурс. В этом скутер схож с
мотоциклом Harlеy Davidson. Эти мотомонстры тоже имеют ременный привод.
Двигатель и трансмиссия у скутеров обычно выполнены в едином блоке.
Обычно двигатели скутеров производятся 50-й кубатуры. В народе
называются "полтинниками". Именно они сегодня более доступны для нас.
Права требуются для управления мототехникой с объемом двигателя от
50см.куб. и выше. Такие скуты поступают в основном из Японии. В Европе
выпускаются модели с двигателями 75, 125, 150, 180, 250 и даже 500
кубиков. Там другие правила и самой большой популярностью пользуется
техника 125 кубиков. Китайцы выпускают машинки с двигателем о 25 кубах.
Такой махонькой мощности им вполне достаточно для толчеи по
перегруженным базарным улочкам. Так что скутер не всегда полтинник. На
подходе новые четырехтактники от Piaggio-550 и Kawasaki
(Derbi)-750кубов.
Как выбрать скутер?
Ну если у вас есть деньги на покупку солидной машины, покупать надо
нового европейца. Самые лучшие скутеры выпускают французы и итальянцы.
Речь пойдет исключительно о покупке "полтинника". Среди специалистов и
гонщиков (кольцевые гонки на скутерах ежегодно проводятся в Европе)
бытует мнение, что лучшая покупка - скутер знаменитой гоночной фирмы Aprilia.
Эта марка не раз побеждала на соревнованиях, надежна и на скутере
Leonardo в свободное от соревнований время разъезжает сам Mакс Бьяджи.
Изюминка Aprilia даже не в раскрученности марки, сколько в чистокровном
гоночном двигателе австрийской компании Rotax. При тестировании
полтинника SR50 этой марки в стандартной заводской комплектации была
достигнута скорость 102 км/ч. На втором месте-самый большой европейский
производитель мототехники Piaggio. Сама фирма производит сугубо
утилитарную технику для городских покатушек типа легендарной Vespa.
Двигатели, как и сама мототехника, является настоящей классикой и
отличается завидной надежностью. Венец фирмы- филиал Пизе, выпускающий
гоночную технику Gilera. Тут спорить бесполезно. В прошлом году
Gilera Runner SRX поставила обсолютный рекорд для скутеров 182км/ч (для
форсированых двигателей на нитросе). Но самые убойные настоящие убоища
выпускает фирма ItalJet. Практически все партии целиком уходят
в США. Это единственная итальянская марка, целиком поставляемая в
Америку. К скутерам этой фирмы двигатели выпускает итальянская фирма
Motor Morini. Движки так себе, капризны и хорошо работают только в
самой Италии, где полно сервисных центров. Поэтому заслуживают внимания
только ИталДжеты с двигателями от Piaggio - 125 и 180 кубов. От
мотороллера в этих монстрах остались только колеса. А так, по дизайну
гибрид подъемного крана и вертолета для полетов на Марс. Круто ужасно.
Есть в Италии и другие фирмы, выпускающие скутера. Особенно
прогрессирует последние три года фирма Binelli, внедорожные скутеры
которой взяты на вооружение нескольких европейских армий. Особенно
хорош 250 кубовый армейский Binelli666, цвета хаки в кевларовой
пуленепробиваемой облицовке, но для белоруса это равносильно
приобретению джипа Нammer. Да и кубатурка великовата. Очень хорошее
приобретение французких скутеров Peugeot. Самое любопытное, что
от продажи своих скутеров эта именитая фирма в прошлом году получила
прибыли всего вдвое меньше, чем от продажи своих знаменитых
малолитражек. Скутеры Peugeot отличаются отличной ходовой и моторами с
традициями лучшего французского производителя. Вся Yamaha, поступающая в Европу, выпускается также во Франции заводом MBK.
Этот список отнюдь не полный. Главными чертами европейских скутеров
являются большие размеры, масса, обеспечивающая устойчивость на дороге
и высокий уровень комфорта. Но самое главное - это возможности
форсировки. В Испании, Италии и Греции продается множество форсажных
наборчиков от "Leovinchi" или "MetraKit", превращающих ваш скутер в
настоящую ракету. После обкатки первой тысячи пробега, со скутера
снимается заводская труба с заглушками и устанавливается форсажный
настраиваемый "саксофон", повышающий мощность процентов на пятнадцать.
По удалении заводских заглушек (шайбы в выхлопном тракте и между
шкивами вариатора) мощность взлетает еще на 35%. Просуммируйте. После
обкаточных 45км/ч после форсажа ваш полтинник уже бежит под сотню. Но и
это еще не всё. Снимаете заводской "тормознутый" карбюратор и
устанавливаете гоночный Mikuni с карбоновыми лепестками и громадным
диффузором. Еще 15-20%. Ваш скут уже летит за сотню. Но и это еще не
все. "MetraKit" предлагает выбросить старый цилиндр и котел и
установить новый, большей кубатуры. И вы попадаете не только на
"права", 120км/ч, штуку-полторы баксов, но и потеряете "гибкость"
двигателя. Ваш скутер будет вылетать из пробок на заднем колесе и
побеждать на соревнованиях. В городе на нем ездить будет невозможно.
Только летать. И расход топлива будет как у мотоцикла "Урал" - литров
под десять. Да и масло в горючее надо подливать. Так что в форсаже
нужно ограничиться только трубой и снятием пломб. А еще европейские
скутера повсеместно имеют водяное охлаждение, оборудованы
жидкокристаллическими приборами, задними и передними дисковыми
тормозами 12-13-ти дюймовые широченные колеса и ... Но сколько же все
это стоит. Ну в Италию ехать далеко. Например мотнемся в Москву.
Самый недорогой скутер Gilera Typhoon - 1800$. Выбор отличный. Но
выпускается более пяти лет. Piaggio NTT- 2300$. Еще круче. Стильная
машина с оригинальным дизайном. Далее цены растут как в сказке.
Malaguti FireFox - 2425$, испанец Derby PredatorLC - 3393$. Крупно
кубатурная техника уровня Piaggio Nexagon150 покатит на 4000$. Новейшие
япошки стоят тоже немало. Yamaha Aerox (в Европе MBK Nitro) лишь
недавно подешевела ниже 3000 зеленых.
Иди оно все к лешему! - воскликнете вы и откажетесь от всех удовольствий иметь настоящий скутер...
И тут вы приходите к выводу, что лучше от 400 баксов купить старого
японского скутеренка. В народе такую машинку называют "табуреткой".
Приходим на склад бэушной мототехники из Японии.
Покупать так покупать. Но как выбрать. Нужно выбрать что- нибудь получше. Yamaha Jog
пятнадцатилетней давности потянет долларов на 450. Убитые скутера
дешевле 500 зеленых в народе называются "хламидиями". До 600 долларов
бесполезно что либо искать в хорошем состоянии. Ага, вот машинка
посолидней. Honda Lead. Цена 500-650 зеленых в зависимости от
состояния. Большой мотороллер. Багажника под сидением нет. Зато можно
ездить вдвоем. И колеса на нем 10". Бак не три, а пять литров. Этому
бронтозавру лет под двенадцать. Попадаются среди этих моделей аппараты
с 75 кубовым движком. Самый лучший вариант - выглядит как полтинник, а
тянет как мотоцикл.
Так. Очередь дошла до техники поизящнее. Перед вами Yamaha Jog Sport и Honda Dio, Suzuki Address.
Однокласнички имеют покруче дизайн. На таком скутере не стыдно уже и на
людях показаться. Вдвое правда меньше полноценного итальянца.
Просторные багажники, а у Suzuki еще и с подсветкой.
У "Ямахи" оказывается свои заморочки. Выхлопной патрубок расположен
внизу спереди. При наезде на бордюр - прощай выхлопная система. Труба
вся помята - следствие ударов о ступеньки. В следующем ценовом
диапазоне мото-secondhendа находятся еще более современные скутера.
Красавицу Suzuki Sepia ZZ
просто так не укатить. Под седлом некоторых находится блокиратор
подножки. Не уберется, пока не откроете багажник под седлом и не
передвинете рычаг. И двигатель мощный - 7 коней. Но что же предлагают
японские мотосвалки из последних моделей. Увы. Ни одной модели с
колесами более 10". Самая свежая модель - "Yamaha Axis"
пятилетней давности. У "ямахи" габариты в полтора раза больше, чем у
всех остальных. А по сравнению с Suzuki SP50 вдвое. Масса 80 кг. Такую
машинку не сдует с трассы. Двухместное сидение. Съемное ветровое
стекло. Под седлом просторный войлочный багажник для шлема. На рулевой
колонке - второй багажник. По дизайну - просто роскошная машина. В
Греции Axis до сих пор продается в салонах Yamaha по цене 1700$.
Бэушный Axis стоит 800-1100 долларов. Такие же цены на него в Болгарии.
Это самая свежая машинка из присылаемого Японией секондхэнда. На
контейнер 140шт, таких моделей попадается не более 1-2 и они пользуются
сумасшедшим спросом. Иногда попадаются сто кубовые версии с двигателем
увеличенной кубатуры. Вот это настоящая экзотика. Такой авангард
потянет на полторы тысячи и редко, кто попытается потом продать такую
машину. Выглядит-то как обычный полтинник!
Советы
А теперь несколько советов новоиспеченному владельцу. Используйте
только импортное моторное масло для двухтактных двигателей. Лучше, если
это синтетика. Если вы заехали слишком далеко, а масло у вас кончилось,
в японца можно залить дизельное масло вязкости 10W-40, но по прибытии
домой, его нужно слить, промыть маслопровод керосином и залить
специальное двухтактное масло для скутеров. Бензин в японца заливайте
95. Парковать скутер нужно у столба или дерева, примотав его цепью.
Бывали случаи, когда даже тяжеленную Yamaha Axis с замком в колесе
ворюга взял под мышку, поднял и понес. Сам бы не видел - не поверил бы.
Зимой аккумулятор снимайте полностью заряженным и храните отдельно. В
начале, (конце) сезона самостоятельно разберите воздушный фильтр,
промойте в ванночке в чистом бензине (не менее 1л), после чего даем
полностью просохнуть (не выжимая). Затем следует осмотреть внешний вид
и состояние поролона. Если поролон имеет трещины и отслоения, его
следует заменить на новый фильтрующий элемент. Если вы не можете
приобрести фильтрующий элемент, его можно вырезать из поролона, при
этом толщина и форма должны точно соответствовать размерам оригинала.
Изготовленный Вами фильтрующий элемент должен плотно и ровно сидеть в
корпусе и не иметь щелей по кругу. Протрите чистой ветошью, смоченной в
бензине, внутреннюю часть крышки фильтра и внутреннюю полость корпуса,
установленного на двигателе. При этом внимательно осмотрите резиновый
гофр подвода воздуха к карбюратору и крепеж хомутов. Корпус фильтра и
гофр не должны иметь трещин (через которые будет подсасываться пыльный
воздух). Сухой и чистый фильтрующий элемент (или вырезанный поролон)
перед установкой нужно обязательно пропитать в специальном растворе,
который можно приобрести в специализированном магазине или самому
приготовить пропитывающий раствор, смешав в пропорции 1 к 3-м бензин и
масло . Для этого используется любое чистое масло, применяемое в
двигателях автомобилей 4-хтактное, но не 2-хтактное, применяемое для
двигателей скутеров, т.к. оно менее вязкое и не задерживается на
поролоне. Возьмите чистую емкость, налейте в нее 100 мл чистого
4-хтактного масла и 1/3 бензина. Потом погрузите туда поролоновый
фильтр, пытаясь промокнуть весь без остатка. Далее, взяв фильтр
(поролон) в обе руки, помните его пальцами распределив равномерно и
обильно раствор по всей поверхности, но при этом нельзя выкручивать
поролон.Излишки жидкости можно удалить завернув фильтрующий элемент в
чистую хлопковую ветошь и немного помяв руками.